5 против органических продуктов

Думаем, для вас не секрет, что мы работаем с магазином фермерских продуктов Ladushka organic project. Нам нравится, что делает Марина Ляховец, ее идея (собрать всех местных фермеров в онлайн и оффлайн магазинах) очень крутая, а главное – вполне реальная для наших широт, ведь тех, кто выращивает и разводит в крае очень много.
Однако в ходе работы мы столкнулись с большим количеством “против” того, чтобы на вашем столе оказались экологически чистые, а порой и самые настоящие органические (сертифицированные по европейским стандартам качества) продукты. Рассказываем, что мешает классному сыру из станицы Эриванской или винограду (а также десятку других наименований) от Ильи Жернавого попасть к вам на ужин.

1. Непостоянность фермеров

Однажды мы ждали наш заказ из интернет-магазина в пятницу вечером. За столом сидели гости. Уже была выпечена основа для вот этого славного пирога. В дверь позвонил курьер, передал пакет с продуктам. И каково же было наше удивление, когда в нем не оказалось мягкого козьего сыра, который должен был стать основой этого пирога :/ Пришлось бежать в “Магнит” за “Хохландом”;(

Сказать, что мы негодовали – ничего не сказать. Однако по ходу дальнейшего сотрудничества многое стало проясняться. Оказалось, что фермеры – очень независимые люди, работающие в основном для себя и на себя.

Пример: подоил коз, было настроение сделать “Шевр” или “Качотту”, а на другой сыр молока уже не хватило, да и желания особого не было.

Покупатель узнает об этом в день доставки – когда продукт привезут с фермы в том количестве и составе, в котором фермеру захотелось.

Фото Оли Вирич

Фото Оли Вирич

Этот вопрос – самый сложный, ведь кроме “настроения” фермера имеет значение и погода. Прошли дожди – человек не может зайти в поле и элементарно собрать урожай. Или градом убило 80% винограда (такие истории далеко не редкость). Получается, что нести хоть какую-то ответственность перед покупателями магазин не может, все постоянно жалуются, магазин извиняется – и так до бесконечности.

2. Непостоянность качества

Второй пункт плавно вытекает из первого. В этом нет ничего крамольного, просто в небольшом хозяйстве, где нет многомиллионного иностранного оборудования (как на этой ферме, например), довольно сложно держать качество того же молока на одном уровне. С этим надо смириться.

Зато можно найти в непохожести вкусов многообразие жизни:)

3. Сезон и внешний вид

Захотеть помидоров в декабре – пожалуйста. Только не рассчитывайте на то, что они будут кубанскими или хотя бы местными. Конечно, тепличные овощи никто не отменял, но так ли вы уверены в их качестве и происхождении? Научитесь использовать сезонные продукты, разнообразьте ваше меню и будет вам счастье. Мы тут как раз занимаемся тем, что подкидываем вам идеи на эту тему (заметим, что довольно регулярно стараемся использовать местное сезонное).

Выращенное без химии яблоко – это тот товар, мимо которого вы пройдете в магазине или рынке без малейшей мысли дать ему шанс оказаться на вашем столе. Несмотря на то, что фермеры, придерживающиеся линии экологически чистых продуктов, использует самые невероятные приспособления для отпугивания вредителей, полностью обезопасить урожай невозможно. Результат: местами червивый, не самого приятного экстерьера продукт.

Фото Оли Вирич

Фото Оли Вирич

4. Стоимость

Хотите употреблять экологически чистые органические продукты – будьте готовы платить за это. Конечно, это не всегда так, но в большинстве случаев вы можете остаться в замешательстве решая вопрос о том, почему за тыкву, которая везде стоит 25 рублей, вам предложат платить 50.

4. Настоящий “органик”

В 99% случаев надпись “органик” на продукте – плод маркетинговых уловок. Для того, чтобы это слово обрело смысл, который в него вкладывают адепты всего натурального, производству надо преодолеть долгий и сложный путь органический сертификации. Если кратко и понятным языком, то делается это так: выбирается организация (чаще всего – итальянский институт этической и экологической сертификации ICEA), оставляется заявка. Затем инициатор за свой счет приглашает представителя этой организации к себе на производство/ферму и т.д., землю тщательно осматривают, проверяют почвы, растения и все-все-все. В случае положительного результата предприятию дадут статус “органик в конверсии”, а через три года процедуру придется повторить и только после нее можно будет получить сертификат соответствия стандарту “органик”.

Стоит процедура десятки тысяч евро (говорят, что после всех этих историй с Крымом и санкциями ценник подняли почти в 10 раз), ждать придется долго, а результат может разве что греть душу фермера и людей, которые понимают, для чего он это сделал. На прилавке настоящему органику составят конкуренцию сотни продуктов, производителя которых используют это слово в рекламных целях. И покупатель редко когда распознает подставу, если он только хорошо теоретически в вопросе не подкован.

Действительно органический кубанский рис, прошедший полный цикл сертификации

Действительно органический кубанский рис, прошедший полный цикл сертификации

5. Мошенничество

Сколько раз ваше сердце сжималось от желания купить “вон те помидорки” или “вон ту малинку” у бабушки со скорбным видом, которая сидит возле остановки и приторговывает тем, что “сама вырастила”? Не переживайте, у всех такое случается. Только вот если бабуля целый день продает “свое с огорода”, то закрадывается вопрос: пожилая женщина сама возделывает гектар земли, выращивает там помидоры, собирает и несет к остановке? Или может она продукт этот купила у оптовиков? Мы не говорим о людях, которые продают действительно излишки из своего хозяйства.

Мы ничего не имеем против заморских экзотических фруктов, перуанской (!!!) спаржи осенью и других изысков. Но нужно отчетливо понимать: где бы этот продукт не покупали, местным он быть не может. Вообще никак. Без вариантов. Об это обычно говорит цена (сильно выше понятия “в пределах разумного”). Просто привыкните, что спаржи у нас нет (за редким исключением), как и ревеня и еще очень незначительного количества продуктов. Хорошие новости: есть на Кубани практически все, а фермеры с каждым сезоном все больше совершенствуются, прокачивая ассортимент. Брокколи и брюссельская капуста в свежем виде по доступной цене – пожалуйста. Самая главная проблема для фермера – найти каналы сбыта, включить предпринимательский настрой. Увы, очень немногие на это способны.

(1) Comment

Оставить комментарий

Optionally add an image (JPEG only)

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.